Интервью c новым председателем Координационного совета ООО «За качественное образование» Анной Кречетовой


Расскажите, пожалуйста, вкратце, чем занимается организация, которой вы руководите? 

Мы участвуем в развитии, повышении качества и конкурентоспособности российского образования. Занимаемся осуществлением внешней оценки, участвуем в независимой оценке качества образования, профессионально-общественной аккредитации. На перспективу планируем участие в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности. 

Мы создаем пул экспертов в данной сфере. Активно занимаемся аккумулированием и трансляцией лучших образовательных практик, методик, моделей в региональных отделениях организации. В сообщества входят представители научно-педагогических составов, управленцы, активные обучающихся и их родители. 


Также «За качественное образование» занимается проведением конкурсов, формированием рейтингов, вручением премий. И стоит отдельно отметить формирование и продвижение предложений в сфере нормативно-правового регулирования образования. 

Как давно вы работаете в Организации? Какие проекты, реализованные с вашим участием, вы бы назвали самыми успешными? 

С Антонием Швиндтом (экс-председатель организации «За качественное образование», прим. авт.) мы работаем вместе над разными проектами в сфере образования с 2008 года. В команде Организации я с самого основания - с апреля 2015 года. Сначала занималась вопросами организации образовательных активностей, вела проект Корпоративного университета. В 2016 году возглавила Федеральную школу экспертов по качеству образования, которая состоялась в марте, и экспертное сообщество. 

В течение прошлого года я побывала на мероприятиях в самых разных регионах. Обучала студенческие органы и организации по качеству образования. Мы успешно провели III Всероссийский студенческий форум по качеству образования, который прошёл 17-19 ноября 2016 года в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге. 

Вы упомянули, что работаете в команде с Антонием Швиндтом около 10 лет. Что вы можете сказать о предыдущем председателе? 

Антоний - мой коллега, друг, идейный вдохновитель и форвард Организации, видение которого опережает реалии. Он мастерски выстраивает процессы и формирует команды, понимает и объясняет происходящее как с позиции высшего руководства, так и людей «на местах», а давайте честно, пропасть между ними большая. Ценю Антония за то, что он умеет быть понятным для всех. 

Для кого в первую очередь важен результат вашей деятельности? Чью жизнь вы делаете проще? 

Мы в своей деятельности придерживаемся позиции, что только при взаимодействии и слаженной работе всех участников образовательного процесса: студентов, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала и работодателей, возможно достичь эффективных результатов. 

Расскажите о своем карьерном пути. Кем вы работали ранее? 

В моей карьере было несколько векторов – должности были разные. Я успела поработать начальником отдела развития социальных программ одного из учреждений регионального Комитета по делам молодежи. Был в моей биографии и опыт работы заместителем генерального директора компаний по организации мероприятий, и руководство отделом по управлению качеством образования одной из московских образовательных организаций, и работа в подведомственных учреждениях Рособрнадзора. Образование всегда было приоритетной сферой моих интересов - я считаю, что именно оно помогает формировать личность, а государству - становиться лидером в мировом сообществе. 

Какими проектами или направлениями займетесь в первую очередь на новом посту? 

Приоритетной сейчас считаю переработку отраслевых студенческих стандартов по качеству образование. Приведение их в соответствие со стандартами ESG, которые ратифицированы нашим государством еще в 2015 году. В частности, активно работаем со студенческим стандартом медицинского и фармацевтического образования. На днях коллеги выступили с инициативой начать перерабатывать студенческий стандарт педагогического образования. Отмечу, что это очень кропотливая, практическая работа, требующая неоднократных апробаций, чтобы стать методикой по оценке качества образования. 

Также в приоритеты ставлю реализацию механизмов, о которых говорила в начале, в частности, развитие экспертного сообщества в области качества образования, трансляция лучших образовательных практик, аккумулирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования образования. 

Без каких компонентов, на ваш взгляд, образование нельзя назвать качественным? 

Это один из самых обсуждаемых вопросов, в котором достаточно дискуссий, разных подходов и даже столкновений интересов. Есть мнение, что главный в системе образования обучающийся - все для него, он потребитель. Однако, важно учитывать и роль преподавателей, и работодателей - их место во всей системе, если речь идет о высшем или среднем профессиональном образовании. 
Много тонкостей и факторов, которые являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. Какой из всех важнее? И важнее ли? Мы ищем ответы на эти вопросы опытным путем с командой высококлассных специалистов вместе. Вы тоже можете присоединиться к нам. 

Какие качества вы цените в членах своей команды? 

Для меня команда – это единомышленники, со своими ценностями, приоритетами, жизненными взглядами, целями, и мы все находимся в едином векторе. Я очень трепетно отношусь к людям в команде. Быть в команде для меня - это про партнерство, честность и взаимную ответственность. 

Насколько нам известно, вы побывали во многих вузах страны с рабочими визитами. Где бы вы отметили наивысшее качество образования? 

Не могу сказать, что на данный момент я была во многих субъектах, но я к этому стремлюсь. Выделить кого-то невозможно - у каждого региона свои победы и сложности, свой путь развития. Я не устаю повторять, что нет «волшебной кнопки», которая сработает везде. В каждой образовательной организации, на каждом отдельном факультете свои особенности. Важно их изучить и решать свои задачи применимыми для себя методами. Кому-то актуальны вопросы библиотечного фонда, кому-то решение логистической проблемы между корпусами - занятия проходят в корпусах на больших расстояниях друг от друга, у кого-то нет системы электронного кабинета, необходимых лабораторий для практических занятий, учебных пособий, преподавателей по текущим дисциплинам – везде ситуация разная. 
Мы совместно со студентами, администрациями и даже преподавателями создаем студенческие органы и организации по качеству образования в образовательных организациях. Ребята отслеживают ситуацию, знают проблемы изнутри, в сотрудничестве со старшими наставниками находят способы их решения. Конечно, мы со своей стороны всячески поддерживаем инициативы. Особенно успешные практики и методики мы собираем и транслируем. 

Если бы вы стали Министром образования что бы вы сразу изменили? 

Я могу принимать решение только с той позиции, на которой я сейчас. Легко говорить: «Если бы я был Министром, Президентом… да я бы…». Вспоминается фраза из стихотворения Роберта Рождественского «Если вы есть, будьте первыми», с которым в студенческие годы мы просыпались и засыпали: «…Если вы есть – попробуйте горечь зеленых побегов, потрогайте великую ношу первых». 
Или как в той песне Depeche Mode «Walking In My Shoes»: «…Но перед тем как сделать выводы, попробуйте пройтись в моих ботинках. Пройдите этот путь сами…». Я знаю, что сделаю я, что я могу изменить, на что повлиять. Но не спрашивайте меня за Министра. Справедливо будет задать этот вопрос ей.