Интервью с А.В.Небренчиным, руководителем Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «За качественное образование»

Ваше жизненное кредо? 


- «Человек вырастает по мере того, как растут его цели». 


Университет, специальность? 


- Нижегородский государственный педагогический университет, психология. 

Сейчас Вы живете в Санкт-Петербурге. Почему Вы выбрали именно этот город? 

  
- На мой выбор повлияли два фактора. Во-первых, Санкт-Петербург — это тот город, в котором можно воплотить свои творческие и профессиональные способности. А во-вторых, это город моих предков, которые работали в системе образования Петрограда, Ленинграда, а теперь и Санкт-Петербурга. 


В каких проектах в сфере образования Вы на текущий момент задействованы, и в какой позиции? 


- ГБОУ школа №93 г. Санкт-Петербурга – заместитель директора по УВР, заведующий учебной частью. ООО «За качественное образование» – председатель Совета регионального отделения Общероссийской общественной организации «За качественное образование» в г. Санкт-Петербурге. ЦПМССП – психолог, методист. Журнал «Санкт-Петербургский образовательный вестник» – главный редактор. 

В настоящее время Вы занимаетесь вопросами лицензирования и аккредитации. Почему эта деятельность Вас привлекает? 


- Изначально я не стремился заниматься этими вопросами. Но сфера моих должностных обязанностей складывалась таким образом, что приходилось серьезно заниматься подготовкой образовательных организаций к прохождению лицензирования и аккредитации. Несмотря на то, что общее образование – область достаточно консервативная, в последние годы требования к условиям, содержанию образовательных программ, документационному обеспечению образовательных организаций постоянно изменяются. Отследить все изменения, учесть их в работе, привести в соответствие с действующей нормативно-правовой базой (в настоящее время действуют законы, распоряжения, начиная с 1950-х годов!) – вот область моих интересов и сфера ответственности. 

Ваш профессиональный опыт? 


- Заместитель директора по научно-методической работе: разработка и внедрение инновационных проектов «Психологическая поддержка становления учебной субъектности обучающихся», «Формирование психолого-педагогических компетенций педагогов в рамках реализации ФГОС ООО». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: разработка локальных актов, основных образовательных программ, учебных планов, подготовка образовательных организаций к прохождению лицензирования и аккредитации, руководство творческими группами педагогов, организация семинаров, конференций. Руководитель службы социально-психологического сопровождения общеобразовательной организации: психологическое сопровождение реализации основных образовательных программ. 

Как Вы видите развитие общего образования? 


- Прежде всего, в изменении формата обучения. Уроку, как форме коллективного обучения - более 400 лет. Конечно современный урок, и урок, каким его видел Я. А. Коменский, – совершенно разные образовательные ситуации. Однако вопросов возникает немало: как учить вместе детей с совершенно разной мотивацией, целями, уникальным опытом? В изменении подходов к работе учителя. В настоящее время учитель больше не выступает в роли хранителя уникальных знаний. У обучающихся есть широкие возможности получения знаний в информационном пространстве, и научиться чему-либо дети могут вполне самостоятельно: посмотрев ролик в Youtube, задав вопрос на форуме, открыв учебник. В связи с этим возникает переосмысление роли учителя: от трансляции знаний – к организации процесса научного поиска их получения. 

Сферой Ваших научных интересов является субъектогенез. Можно ли через учебную субъектность влиять на качество образования? 


- Конечно, можно. Что такое учебная субъектность? Говоря простыми словами, это, прежде всего, формирование у обучающихся таких личностных качеств как ответственность, рефлексия, саморазвитие и др. То есть те характеристики, которыми мы описываем сознательного ученика, который действительно учится, а не «имитирует» этот процесс. 

Вы являетесь создателем электронного научно-практического журнала. Как появилась эта идея? 


- Идея появилась из практики. Педагогические работники проходят аттестацию для установления квалификационных категорий. Одним из показателей успешности педагогической деятельности является наличие опубликованных статей, методических разработок. И все это стоит денег. Журнал «Санкт-Петербургский образовательный вестник» это тот ресурс, в котором можно безвозмездно опубликовать свои разработки, в том числе аспирантам, молодым ученым. Главное – чтобы материал, присланный в редакцию, был качественным и актуальным. За непродолжительное время работы журнала удалось собрать уникальную команду рецензентов, идейных вдохновителей: около 10 докторов наук, заведующих кафедрами, деканов факультетов. 

Какое образование, помимо университета, Вы получили? 


- Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 
- Менеджмент в образовании + более 15 курсов повышения квалификации различной тематики (менеджмент, тайм-менеджмент, арт-терапия, управление качеством образования, мониторинг в образовании). 

Какие специализированные журналы и интернет-издания Вы читаете? 

  
- Научная периодика: «Управление школой», «Завуч», «Вопросы философии», «Социс», «Вопросы психологии» и др. 

Чем Вы увлекаетесь в свободное время? 

  
- Музыка, театр, легкая атлетика, чтение. 

В чем Вы черпаете вдохновение для работы? 


- В общении с профессионалами. 

В каких вопросах Вы готовы проконсультировать других представителей Общероссийской общественной организации «За качественное образование»? 


- Нормативно-правовое обеспечение создания и работы комиссий, разработка образовательных программ, мониторинг деятельности.