Интервью с председателем Совета Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации «За качественное образование» Я.А.Чиговской-Назаровой

Янина Александровна Чиговская-Назарова

- исполняющая обязанности ректора Глазовского государственного педагогического институт им. В.Г. Короленко;

- кандидат филологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;

- депутат Глазовской городской Думы.

 

 

1. Янина Александровна, расскажите пожалуйста немного о себе и о возглавляемой Вами образовательной организации

Современный Глазовский государственный педагогический институт продолжает традиции высшего образования на протяжении 77 лет, с 1939 года. Работа нескольких поколений преподавателей и сотрудников сформировали сегодняшний имидж Глазовского пединститута как авторитетного образовательного центра педагогической науки и надежного социального партнёра для многих образовательных организаций Удмуртии. Главное для нас - обеспечить условия для формирования компетенций будущего педагога в соответствии с требованиями профстандарта. Неслучайно корпоративным слоганом ГГПИ стало утверждение «Один вуз - тысяча возможностей».

 

 

2. Как Вы видите в настоящий момент развитие системы высшего образования?

За образованием всегда была закреплена миссия не только подготовки человека к качественному исполнению профессиональных обязанностей, но и формирования личности гражданина, интеллектуала, компетентного специалиста. Для этого необходимо обеспечить гибкость образовательных траекторий, повышение качества подготовки педагогических кадров, преодоление разрыва между школой (в том числе высшей) и реальной жизнью. Именно поэтому стратегической задачей всей системы считаю идею сохранения и совершенствования педагогического образования.

 

 

3. Что в Вашей организации было реализовано в рамках модернизации системы педагогического образования?

Приоритетом развития института в рамках модернизации системы педобразования является диверсификация, практикоориентированность и сформированность системы дуального обучения. С 2014 года институт является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РФ по прикладному бакалавриату. Сегодня более 60% образовательных программ ориентированы на такую систему. Другой особенностью образовательной деятельности вуза стала программа специализации «Классный руководитель» по подготовке учителей, готовых вести внеурочную воспитательную работу с учениками.

 

 

4. Какова роль Вашего взаимодействия как руководителя вуза с представителями студенческого самоуправления?

Мой путь к исполнению обязанностей ректора начался в должности проректора по воспитательной и социальной работе, в которой я проработала 11 лет, и руководителя профсоюза факультета, потом института. Для меня студенческое самоуправление - это интересная часть жизни, которая дала и настоящих друзей, и преданных коллег, и, конечно, личный опыт взаимодействия с администрацией вуза от имени обучающихся. Как руководитель института, признаю студенческое самоуправление таким же важным элементом жизни вуза, как и управление административное. Осенью 2014 при Совете обучающихся была создана специальная комиссия по оценке качества получаемого образования, и уже в феврале 2016 года ребята стали призерами 2 степени Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления. Сейчас у комиссии много планов, моя задача как руководителя - дать им осуществиться!

 

 

5. Приведите пример использования обратной связи от студентов при корректировке образовательного процесса

В институте реализуется модуль «Классный руководитель», образовательная программа которого требовала модернизации. В течение 2014-2015 учебного года был проведен мониторинг студенческого мнения о проблемных областях модуля. Результаты исследования показали, что содержание модуля было оторвано от реальной школьной практики, теоретизировано. Как следствие - значимая доля студентов была «не в полной мере» готова к деятельности классного руководителя после его изучения. Все результаты были озвучены, затем принято решение об усилении практикоориентированной составляющей дисциплин, включенных в модуль. В настоящее время содержание модуля «Классный руководитель» скорректировано, ребята значительно больше взаимодействуют со школой. Мы максимально постарались перевести содержание модуля из области теории в практику. На весну нового учебного года намечен повторный мониторинг, который покажет эффект от таких изменений.

 

 

6. Вы являетесь руководителем регионального отделения «За качественное образование». Какие мероприятия и проекты Вы планируете реализовать в текущем году?

Летом этого года на базе Глазовского пединститута было создано Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «За качественное образование». Для нас это, в первую очередь, признание достойного уровня работы. Я благодарна за оказанное доверие Антонию Николаевичу Швиндту, председателю комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Министерства образования и науки РФ. Верю, что новая форма взаимодействия вузов Удмуртии получит активное и продуктивное развитие. Главная цель регионального отделения в этом учебном году - консолидировать студенческие объединения республиканских вузов вокруг общей задачи вовлечения обучающихся в оценку и повышение качества образования. Уже разработана дорожная карта на 2016-2017 учебный год, включающая цикл событий в разных направлениях. Ближайшее из них – форум вузов ПФО «Качество образования: теория и практика оценки», который пройдет уже в середине октября этого года. Форум станет площадкой не только для обсуждения актуальных проблем и обмена опытом, мы нацелены на привлечение экспертов для реальной поддержки студенческих проектов.