Минобрнауки может отменить тестовую часть ЕГЭ

Говорят, чиновники хотят убрать часть «А» из тестов ЕГЭ — ту самую, где школьнику «методом научного тыка» нужно выбрать один вариант из четырёх. Какие реформы ждут процедуру госэкзамена и насколько успешно его сдают в 2015 году?

Об этом рассказал nauka.me Антоний Швиндт — председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «За качественное образование».

— В 2015 году уровень подготовки школьников к ЕГЭ возрос, остался прежним или упал по сравнению с прошлыми годами?

— Необходимо дождаться результатов экзаменов, чтобы точно узнать. Разумеется, мы надеемся на хорошие результаты и тенденцию к улучшению качества знаний детей — вернее, абитуриентов и будущих студентов.


— Руководство Минобрнауки уже заявляло о планах постепенно отказаться от части «А», состоящей из заданий с выбором варианта ответа. С чем связано данное решение?

— С самого появления части «А» общественность заявляет, что тестирование не отражает всех знаний выпускника. В качестве антипода вспоминают советское образование, основанное на классическом способе сдачи выпускных экзаменов. Разумеется, у всех систем есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому Минобрнауки России взяло курс на объединение лучших практик, сочетающих всестороннюю аттестацию выпускников и обеспечение максимальной прозрачности результатов.

— С 2020 года в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести иностранный язык. Почему не литература или история?

— Подобные планы пока ещё в стадии обсуждения. Полагаю, это принципиальный подход руководства страны: мы всегда поддерживали и поддерживаем открытость к внешнему диалогу с другими странами во всех сферах. Знание иностранных языков расширит горизонты развития. Да и работодатели сегодня при приёме на работу охотнее возьмут кандидата, владеющего несколькими языками.

— Самый распространенный аргумент против ЕГЭ — направляясь на тестирование, школьник просто-напросто перестает мыслить и «загоняет себя в рамки». Репетиторы готовят детей не к математике или физике, а к тому, как правильно заполнять бланки и машинально отвечать на однотипные вопросы. В итоге оставляет ли ЕГЭ место для творческого подхода и самовыражения?

— Сейчас курс взят на всестороннюю проверку знаний в разных формах. К сожалению, все спешат предъявить свои аргументы, а варианты решений не подсказывают. Есть старая поговорка: «критикуешь — предлагай, предлагая — делай». Практика покажет, что эффективно, а что нет. Любые экзамены всегда связаны со стрессом, обсуждениями «зачем эти экзамены нужны» и, конечно, особыми правилами. Вопрос в том, как эти правила воспринимаются. И здесь очень важна позиция педагогов и родителей. К сожалению, у нас повсеместно детей с самых ранних классов третируют репетиторами, дополнительными занятиями для того, чтобы потом через несколько лет сдать ЕГЭ. Школьников также запугивают в стиле «не сдашь ЕГЭ, дворником пойдешь работать» или «кому ты будешь нужен, если не сдашь ЕГЭ, никуда не поступишь». Споры ведутся на уровне обсуждения формы, но мало кто задумывается над более глубокими процессами.

ЕГЭ — это способ поставить реперную точку: где я сейчас нахожусь, что я знаю, на что способен, как я могу справляться со сложностями, способен ли оперативно сконцентрировать все накопленные знания и применить их на практике.

Всегда есть вариант непредвиденности или форс-мажора, но в жизни ведь случается то же самое. ЕГЭ — это некая смоделированная демо-версия жизни. И то, как ты относишься к ней, отражает в целом способность ориентироваться в обычной жизни, ставить и достигать цели, работать, создавать и творить.

— Какие вузы сейчас наиболее популярны и на какие специальности будет поступать больше всего школьников в этом году?

— По-прежнему очень многие выпускники охотно выбирают юриспруденцию и экономику — но уже не так массово, как раньше. Многие задумываются над выбором жизненного пути, связанного с естественными науками и IT-сферой; набирает популярность робототехника. Думаю, в ближайшей перспективе произойдет перелом, и большинство выпускников будет поступать именно на естественно-научные специальности.

— Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что школьница из Алтайского края сфотографировала и выложила в интернет билет ЕГЭ по русскому языку. Как вообще борются с выкладыванием текстов ЕГЭ в интернет, и что грозит тем, кто это делает?

— Насколько мне известно, Рособрнадзор ведет работу с органами исполнительной власти субъектов РФ по подготовке школьников к экзаменам — усилена работа с педагогами и родителями, уделено большое внимание психологической поддержке детей. В этом году мониторинг проведения ЕГЭ активно поддерживают уполномоченные по правам ребёнка. Также ведётся большая информационная кампания по поддержке выпускников и пресечению нарушений. Кстати, работы участников ЕГЭ, выложивших в сеть КИМы, будут аннулированы без права пересдачи в текущем году.

— Какие реформы планируются в отношении ЕГЭ в будущем?

— Несколько лет назад начали действовать новые стандарты школьного образования, согласно которым, школьники должны приобретать три вида компетенций: предметные, метапредметные (мышление, коммуникация, рефлексия) и личностные. ЕГЭ сегодня измеряет в основном предметные компетенции. Когда будут выпускаться ребята, осваивающие образовательные программы в соответствии уже с новыми стандартами, процедура ЕГЭ должна будет отражать успешность освоения школьниками метапредметных и личностных компетенций, а значит, и содержание экзамена должно будет отчасти измениться.

— Какой совет Вы дадите школьникам, сдающим ЕГЭ сейчас?

— Очень простой: слушать себя, а не чьи-то советы. Помните — вы всё знаете и со всем справитесь. Следует найти собственные способы концентрации и борьбы со стрессом (дыхательные практики, физические упражнения).

— Но что делать тем, кто усердно учился и готовился, но растерялся на самом экзамене и получил низкий балл, не позволяющий попасть в престижный вуз?

— Все, что случается, — к лучшему. Важно чётко определить свою цель и искать способы её достичь. Не всегда существует «дорога напрямик», иногда нужно получить сначала некий другой опыт. В наше время появляется всё больше возможностей и программ, стажировок и практик. «Конца света» не случится, если что-то пойдет не по плану.

— А что касается ребят, которые будут поступать в следующем году и имеют ещё целый год на подготовку?

— У этих ребят достаточно времени определиться, с чем они хотят связать свою жизнь, сходить на дни открытых дверей и провести незабываемое время со своими одноклассниками в преддверии выпускного. В подготовке к экзаменам их поддержат материалы открытого банка заданий на сайте ФИПИ, прошлогодние КИМы и множество онлайн-курсов.

http://nauka.me/2015/06/minobrnauki-mozhet-otmenit-testovuyu-chast-ege